На главную   Контакты
Ника, социально-психологический центр(383) 220-15-00
О центре «Ника»


Методическая копилка
Группы и тренинги

Вопрос психологу
Войти | Зарегистрироваться

Кто такой психолог?


В последнее время люди стали больше интересоваться психологией, появилось изрядное количество литературы психологической тематики, регулярно увеличивается перечень телепрограмм, куда приглашаются психологи. Как правило, от психолога ждут конкретного совета по возникшей проблеме, не понимая, что совет, идеально подходящий одному, для другого может оказаться совершенно бесполезным. Совет – это не универсальная таблетка от многих болезней сразу. Психолог работает с конкретным человеком, с его внутренним миром, и помогает только ему, только здесь и только сейчас.
Кто же такой психолог?
Психологи бывают разные. Каждый имеет свою специализацию. Например, детский или семейный психолог, профконсультант, бизнес-тренер, организационный психолог и т.д.
Но психолог – это всегда человек, который может профессионально взглянуть на беспокоящую жизненную ситуацию, и помочь найти из нее выход.
Главная задача психолога – создать такую атмосферу и такие условия, при которых человек сам оказывается способен решить свою проблему. Специалист может помочь только в том случае, когда человек, обратившейся за помощью, готов, прежде всего, к изменению себя, а не всего окружающего мира.
Бытует мнение, что на прием к психологу приходят только слабые люди. Это не так. Посещение психолога не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. В жизни каждого человека время от времени возникают ситуации, когда становится необходима поддержка и помощь со стороны.
В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого заведено приходить за помощью к друзьям, подругам, народным целителям, пользуясь услугами «кухонной психологии» или «плакаться» в плечо соседу по маршрутке.
Нередко можно услышать: "Что я псих, что ли, чтоб по психологам ходить?" Для многих между такими профессиями как психиатр и психолог стоит знак равенства. Но это – заблуждение. Психиатр – это врач, имеющий специализированное медицинское образование. Он лечит в классическом смысле этого слова. Ставит диагноз, выписывает таблетки и т.д. В то время как психолог работает со здоровыми людьми, просто оказавшимися в сложной жизненной ситуации, помогает им найти выход, прийти к согласию с самим собой.
Выбор, обращаться за помощью или нет, всегда остается за человеком. Настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива, как правило, исходит от человека, желающего получить консультацию. Исключение составляют дети до подросткового возраста, в этом случае решение принимают родители. Профессиональный психолог не дает советов и не настаивает на своей точке зрения.
Роль психолога не в том, чтобы решить проблему ЗА клиента, а в том, чтобы клиент САМ нашел в себе силы и возможности решить проблему.
Что может психолог? Многое!
– провести диагностику и выявить «сильные» и «слабые» стороны, определить эмоциональное состояние, наличие стресса;
– помочь понять, как можно эффективнее воспользоваться «сильными» сторонами характера и как преобразовать «слабые» качества личности в мощный ресурс;
– помочь адаптироваться в новой ситуации: поступление на учебу, смена работы, занятие новой должности, создание семьи, рождение ребенка и т.п.;
– помочь в трудной жизненной ситуации: потеря работы, развод, смерть близкого, конфликты в семье и на работе, трудности поведения у детей;
– дать знания, которые можно использовать на практике: Как научиться разрешать конфликты? Как контролировать свои эмоции?
И многое, многое другое.
Решиться обратиться за психологической помощью не просто, есть вещи, которые мы скрываем даже от близких людей. Поэтому основным принципом работы психолога является конфиденциальность. Все, что озвучено на консультации, не выходит за пределы кабинета.
Существуют специализированные центры, такие как НИКА, где Вы можете получить квалифицированную психологическую помощь. Для этого достаточно позвонить и записаться на консультацию по телефону 220-15-00.






Развод – не точка в семейной жизни



Елена Ивановна Петрушина,педагог-психолог
«Социально-психологического центра «Ника»



Развод – не точка в семейной жизни и, увы, не способ решения семейных проблем, как возможно, хотелось бы думать бывшим супругам. Получая свидетельство о расторжении брака, мы не становимся свободнее друг от друга, от своей истории, пережитых чувств и эмоций. И не только потому, что рядом – живое напоминание о прожитых совместно годах – общий ребёнок, но ещё и потому, что для любви не существует прошедшего времени. Даже если ваша любовь перестала быть позитивной силой, и вы решили расстаться.
Поэтому мудро поступают пары, которые, приняв решение о разводе, обращаются к специалисту (семейному психологу или психотерапевту), ведь расстаться цивилизованно бывает непросто.
Какими бы ни были причины разрыва отношений, супругам необходимо помнить, что они должны оградить своих детей от участия в принятии такого решения. К большому сожалению, родители часто посвящают своих детей в подробности супружеских неурядиц, которые их совершенно не касаются и, более того, являются для ребёнка непосильной ношей. Ребёнок не может в силу возраста, да ему и не положено по статусу в семейной иерархии быть «жилеткой», доверенным лицом мамы или папы, утешать их, давать им поддержку. Даже если вы полны гнева и обиды по поводу несложившихся отношений, постарайтесь справиться с ними при поддержке специалистов или людей старшего поколения, которым вы доверяете.
Избегайте деструктивной критики бывшего супруга в присутствии ребёнка. Для него одинаково важны оба родителя, и, если ваш муж (жена) никого не убил и не покушался на чью-то жизнь, то нет никаких причин исключать его из пространства семьи. Ведь развод происходит только между супругами, которые не перестают быть родителями и продолжают сообща нести ответственность за своего ребёнка. Позволяйте ребёнку видеться с другим родителем и позвольте ему на него походить. Часто, замечая у своего ребёнка черты характера бывшего супруга, другой супруг негодует (особенно если ребёнок совершил предосудительный поступок) и пророчит своему чаду всевозможные беды, потому что он «вылитый папа». Простите, а на кого ему ещё походить? В нём поровну материнских и отцовских генов. И ему важно, чтобы об этих генах не отзывались дурно. Ведь если папа плохой, то какой же тогда я? И почему мама полюбила такого плохого человека? Так как же относиться к самому себе? Помните, что когда-то этот ребёнок родился от любви, и ваша задача – помочь ему сформировать непротиворечивую идентичность.
Важно также обеспечить ребёнку возможность встречаться с другими родственниками, к которым он может быть эмоционально привязан. Резкое прекращение контактов может стать для него травмирующим фактором. Часто женщина стремится перечеркнуть память о прошлом, вернув себе добрачную фамилию. Не спешите изменить также и фамилию детей, хорошо подумайте, принесёт ли пользу такая отмена принадлежности к роду отца. Когда ребёнок вырастет, то сам сможет решить, какую фамилию носить.
Много раз ко мне на консультацию обращались матери по поводу различных проблем, развившихся у детей после развода. Трудно бывает объяснить ребёнку, почему папа ему не звонит, не приходит. Ребёнок чувствует себя плохим, ненужным, недостойным любви и заботы. У него может развиться отклоняющееся поведение – иногда таким способом он вовлекает отсутствующего родителя в общение, ведь если ребёнок начинает бить окна в школе или заболевает какой-то «странной» болезнью, у второго родителя есть веское основание требовать участия бывшего супруга в воспитании.
Позаботьтесь о том, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической безопасности. Расстаться цивилизованно – это в интересах каждого.





Вкус жизни – в творчестве



Елена Ивановна Петрушина,педагог-психолог
«Социально-психологического центра «Ника»



Творчество – естественное состояние души, его можно сравнить с дыханием. А разве можно рассказать о дыхании? Можно только почувствовать его, ощутить его ритм, заметить, как вы дышите – едва заметно или полной грудью… и позволить себе дышать всем телом, всем существом.
Когда мы говорим о творчестве, то чаще всего имеем в виду создание художественных произведений. Люди творческих профессий кажутся нам кудесниками, творящими исключительно под влиянием божественного откровения, вдохновения. Большинство людей считают, что творчество – удел избранных, оно неотделимо от врождённого таланта. Но на самом деле творческая активность – абсолютно нормальная человеческая потребность, и она связана с тем, что наше восприятие действует по принципу самоорганизующихся информационных систем, и мы просто не можем без свежих идей.
Целительная сила искусства известна издревле: даже когда мы воспринимаем произведения исусства пассивно, просто слушая прекрасную музыку или созерцая картину, это оказывает на нас гармонизирующее воздействие. А активное участие в творческом процессе создаёт ещё более выраженные позитивные результаты, поскольку личность тогда «включается» целиком. Эта особенность творчества нашла своё применение в психологии. Существует несколько направлений арттерапии, в том числе и в нашем центре, содействующих раскрытию творческого потенциала человека.
Например, танцевально-двигательная терапия и аутентичное движение, руководитель проекта Анна Карикова, позволяют выразить с помощью языка спонтанного танца такие переживания, которые недоступны сознанию и не поддаются словесному описанию. Тонкие движения души могут быть осознаны и интегрированы в общий духовный багаж личности.
Работает также моя авторская программа «Лица и руки». Она позволяет участникам в процессе создания характерной куклы найти именно те внутренние резервы, которые необходимы для решения стоящих перед ними жизненных задач.
Есть и ещё одна грань творчества – способность мыслить нестандартно, порождать свежие идеи, использовать конфликтные ситуации и провокационные идеи для роста и созидания. В ближайшее время в рамках клуба «Возраст свободы» планируется открытие нового цикла обучающих занятий по развитию данной грани интеллекта.
К сожалению, творческий потенциал используется сегодня ничтожно мало. Производители товаров и услуг чаще вкладываются в рекламу, нежели в качество своей продукции. Мы можем видеть гениальную работу творческого ума, затраченную на создание рекламного ролика какой-нибудь приторной газировки. Сейчас на рынке в избытке разнообразие товаров и услуг, и главная конкурентная борьба за потребителя – это, прежде всего борьба за качество. А эта игра очень сильно нуждается в творческом подходе, в нестандартных идеях.
Хотя многие работодатели ищут сотрудников с гибким, новаторским мышлением, на деле часто страшатся новых идей, которые несут с собой творчески думающие люди. Особенно безнадёжной сферой в смысле использования новых подходов мне кажется управление и политика. Здесь давно уже не возникало ничего принципиально нового.
Творчество потому очень медленно проникает в общественное сознание, что большая часть людей верит во всесилие логики, а творчество относят к чему-то несерьёзному и полумистическому.
На самом деле творческому мышлению и самовыражению можно и нужно учиться, поскольку это питает нас и соответствует нашей глубинной потребности в развитии, привнося в жизнь новые краски. И если занятия каким-либо видом декоративно-прикладного творчества требует временных затрат, то это окупается хорошим настроением и возможностью самореализации, а развитие нового способа мышления влечёт за собой и новое самосознание – «Я – творец, я – созидатель собственной жизни».






Детские капризы. Что это?



Мария Лямичева,педагог-психолог МБОУДО
«Социально-психологический центр «Ника»



Детский каприз – это стремление детей делать что–то вопреки предписаниям взрослых. В раннем и дошкольном возрасте проявление детского каприза сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением.«Благоприятными» условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Нередко, капризы превращаются в привычную форму поведения, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний. Основная причина возникновения таких детских капризов – неправильная организация взаимоотношений ребенка с взрослым. Капризы могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых чрезмерных требований к ребенку со стороны взрослых. Иногда в основе каприза лежат острые и глубокие переживания, связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Основной путь предупреждения капризов – правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, разумная требовательность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив.

Как реагировать на капризы ребенка?
Детские капризы – явление довольно непростое. При помощи капризов дети выражают резкий и очень категоричный протест против того, что запретили или не разрешили в данный момент. В таких ситуациях неправильные поступки со стороны взрослых могут только усугубить проблему, поранить психику самого ребенка.
Важно уметь отличить здоровый инстинкт к самореализации от состояния невменяемости и потери способности устанавливать контакт. Дело в том, что у ребенка еще не выработаны высшие формы адаптации к окружающему миру. Восприятия, внимание, волевые качества, чувства развиваются постепенно, они не приходят сами собой, а воспитываются и прививаются с раннего возраста взрослыми. Фундаментом нашей психики были и остаются ощущения. Если малыш капризничает, не спешите паниковать. Здесь, как и во всем, следует избегать крайностей чрезмерного ограничения и тотального потакания прихотям. Важно уметь создать специальные условия для совершенствования ощущений, развития произвольного внимания и навыков самоконтроля.
Каждый каприз ребенка – вызов качеству нашего к нему внимания. Правильно и адекватно реагируя на капризы своего ребенка, мы тоже развиваемся как родители, учимся понимать своего малыша и строить гармоничные отношения.
Но сказать, что только воспитание влияет на состояние эмоционального фона ребенка, было бы неверно. Существует ряд физиологических и других объективных причин для нарушения процессов восприятия, которые могут корректироваться на занятиях со специалистами.
Главное — спокойствие, только спокойствие...

Возникает вопрос, как же все-таки избежать истерик у детей?
В случае если детям всегда было все дозволено, то при первой же ситуации, когда ему будет выдан запрет на те или иные действия, он обязательно закатит грандиозную сцену.
Не следует обвинять во всем самого себя. Такому поведению детей может способствовать его утомляемость, усталость или реакция на внешние раздражители. В том случае, когда капризы слишком часто повторяются, то, наверняка, у ребенка нарушена нервная система. Если так оно и есть, то крайне важно посетить детского психотерапевта.

Первый шаг. Взрослому важно не поддаваться самим панике, быть спокойными. Только спокойствие и рассудительность поможет вам не поддаться на манипуляции ребенка.
Второй шаг. Перенести внимание ребенка на что-нибудь другое. Нередко дети охотнее реагируют на то, что им предлагают сделать, например, поиграть, чем на требование о прекращении или запрете. Вы имеете возможность попросить его что-то изучить или что-то дать ему подержать в руках. Если просто сказать ребенку, чтобы он прекратил кричать, к результату не приведут.
Третий шаг. Как только ребенок начнет истерику, можно отказаться общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Очень твердо скажите "нет", и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. Никаких шлепков и подзатыльников! Иначе у ребенка появится "официальный" повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.
Истерика любит зрителей. Если это случилось дома, оставьте ребенка одного. Предварительно проверьте, чтобы "зона", где находится ваш ребенок, была безопасной.Если истерика настигла ваше дитя на улице — оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. Да, это трудно, но действенно. Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести — ребенка или вашей. В конце концов, прохожие пройдут, а ребенок и его фокусы останутся при вас.
Время работает на вас, ждите. Ребенок непременно поймет, что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьется. В переговоры можно вступать только тогда, когда ребенок утихнет. Теперь вы можете обнять малыша и посочувствовать ему: "Мне очень жаль, что ты не сдержался...", "Я знаю, тебе было плохо".
Спросите, что он чувствует. Учите ребенка выражать свое недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть ребенок скажет, что он чувствует: "я злюсь", "мне обидно", "я расстроен". Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя до истеричного состояния.

Будьте внимательны: не позволяйте ребенку использовать истерики для того, чтобы увильнуть от каких-либо обязанностей (например, от работы по дому или выполнения уроков). Он должен знать, как только он вернется в нормальное состояние, ему придется закончить начатое дело.
Истерики занимают одно из первых мест в "перечне несносных типов поведения детей". Исправление такого поведения — это тяжелая, кропотливая работа. Необходимо постоянно удерживать равномерный климат дома. Необходимо постепенно научить ребенка проявлять недовольство спокойно и, естественно, выслушивать его при этом. Таким образом, вы его научите добавиться желаемого другими способами, более мирными и приятными.
Выбрав определенную тактику во время вспышек, очень важно придерживаться ее каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы он знал, что ваша реакция неизменна.

Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»:
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).
9. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен чего-либо.
10. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
11. Не пропускайте упрямство и непослушания ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.









Чем занять ребенка в дороге



Мария Лямичева,педагог-психолог МБОУДО
«Социально-психологический центр «Ника»



Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, на самолете... Сегодня поговорим о том, чем занять ребенка в дороге.
Что делать мамам и папам в пути? Конечно, развлекать детей и себя. Чем? У меня есть несколько идей!
Если вы отправляетесь в путешествие с ребенком — за город, в парк, к морю или океану, в горы или степь, то, в любом случае, путь к цели лежит через… дорогу. Для ребенка даже непродолжительное время, в течение которого он ограничен в движении и возможности передвижения, покажется вечностью.
Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности.

Что взять с собой?
Самым маленьким в дорогу собираем мешочек с сюрпризами.
Для этой цели может послужить уже готовый или самостоятельно сшитый рюкзачок с многочисленными карманами, по которым рассовываются мелкие (но не такие, которые можно проглотить) предметы:

 игрушки (с ними можно не только устроить ролевую игру, но и играть в прятки, когда фигурка куда-нибудь кладется, а малыш её ищет). Среди них можно найти что-то необычное, например, пальчиковые куколки или яйцо, которое, если его положить в воду, начинает тикать, а затем из него на свет появляется зверек;

 наклейки (выберите с тем расчетом, чтобы их затем было несложно снять);

 маленькая копилка и монетки;

 воздушные шарики (надуть их следует не очень сильно);

 блокнот, карандаши и ручку;

 пару конфет в красивой обвертке.

Разумеется, ничего из этого до поездки ребенку не показывается.
Дети часто испытывают голод во время длительных поездок. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет, если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров.
Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) предоставляет прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать детально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми.
Советы, предложенные здесь, – это то, с чего можно начать. Я уверена, что ребенку это будет интересно и дорога не покажется утомительной.

Идея №1. Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…», – и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы сможете запомнить в первоначальной последовательности к моменту завершения игры.
Разновидность этой игры – «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда девочка пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

Идея №2. «А за окном то дождь, то снег…»
Может, относительно снега и получился небольшой перебор, однако, путешествуем-то мы не только в сопровождении ласкового солнышка… А как интересно наблюдать за тем, что происходит за окном — во что одеты деревья или какого цвета поля; какая гора близко, а какая — далеко; какой дом самый большой… Куда спряталось солнышко или какого цвета (марки) машина обогнала нас; как это получается, что мы выше облаков или какую песенку поют колеса поезда…
Рассматривать проплывающие мимо картины можно так долго, как долго вы будете удерживать внимание малыша, заинтриговав его собственными эмоциями и мастерством в области разговорного жанра.

Идея №3. Для самых маленьких будут актуальны игры с их телом. Можно крутить ручками-ножками, изображая машинки и паровозики (и издавать соответствующие звуки — вот и логопедическая тренировка). Можно положить малыша к себе на колени или сиденье и сделать массаж, называя при этом массажируемые части тела и придумывая к ним смешные рифмы или читая параллельно стихотворения.

Идея №4. Самый простой способ — поиграть в игру «Как другие». Попросите малыша изобразить, как бы сидел на его месте зайчик (принять позу зайчика, «подвигать ушками» — ручками, приставленными к головке), как бы он боялся, как бы ел морковку и т.п. Если малыша заинтересует эта игра, можно перебрать всех известных животных — домашних и диких. Можно и пофантазировать, проигрывая поведение героев известных сказок (солдатика, Дюймовочку, Колобка).

Идея №5. Беспроигрышные игры аналогичные игре «Съедобное-несъедобное». Данная игра предполагает бросание мяча, а условия движущегося транспорта не позволяют этого? Не беда! Меняем правила игры. Если вы называете съедобный предмет, ребенок, к примеру, должен облизать язычком губки и погладить себя по животику: «Вкуснотища!» Если же не съедобное — скривиться и руками «отодвинуть» от себя невидимый предмет. (Кстати, удовлетворяя желание малыша немного подвигаться, вы еще занимаетесь и эмоциональным развитием — здорово, правда?). Также играется в игру «Летает — не летает», когда малыш ручками (не словами!) реагирует на то или иное названное вами слово. Меняя содержание на «можно – нельзя», вы предлагаете ребенку либо хлопать и утвердительно кивать головой (если позволяют условия передвижения — подпрыгнуть), либо отворачиваться от вас и прятать лицо за ручками.

Идея №6. «Абракадабра»Каждый пишет слово, переставляя в нем буквы, нужно догадаться, какое слово зашифровано (кустак, дармамел, иманаш);

Идея №7. ««Т» – слова»

По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.
Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше – рисовать предметы, которые они видели.
Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом (такси, тракторы, троллейбусы, трамваи), телефоном, трубами, трассами. Школьник может заметить также трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.
Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.

Идея №8. «Я знаменит»
Это вариант хорошо известной старой игры «Двадцать вопросов». Разница лишь в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я знаменитый человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить «кто он», причем ответами могут быть только «да» и «нет».
Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.
По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.

Идея №9. «Слова наоборот»
Каждое слово можно произнести наоборот, если прочитать его с конца. Иногда получаются достаточно интересные сочетания. И данная игра поможет значительно развить внимание. Выберите ведущего. Он называет слово, а остальные должны быстро произнести слово наоборот. Например, ведущий говорит: «Школа». Кто-то быстро произнести: «Алокш». Ведущий продолжает: «Стол». Кто-то из игроков говорит: «Лотс». Ведущий произносит: «Богатство». Дети отвечают: «Овтстагоб». Тот, кто первым правильно прочитал слово наоборот, получает очко. Если слово названо неправильно, засчитывается штрафное очко. В конце игры подсчитываются общие итоги. Побеждает тот, у кого больше очков при наименьшем количестве штрафных. Можно играть по-другому. Взрослый называет слово наоборот, а ребенок должен сказать его в первоначальном виде. Например, в ответ на «арги» он произносит — «игра», «игьнед» значит «деньги» т. д.

Надеюсь, вам понравились мои идеи? Тогда смело в путь вместе с вашими любознательными малышами!












Что такое страх? Детские страхи: что это такое и как помочь ребенку


Лямичева Мария Георгиевна,
педагог – психолог МБОУДО СПЦ «Ника»



Каждому человеку знакомо чувство страха, а полное его отсутствие является уже неблагоприятным симптомом. И все же страх имеет положительную функцию, сигнализирующую об опасности.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Ребенок с первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно.
У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей.
Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда ребенок учится различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появляется способность к сопереживанию. Усложняется и психологическая структура страхов.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других: вначале родителей, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения.
Часто распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка: родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.,- которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи – упадешь", "Не бери – обожжешься", "Не гладь – укусит", "Не открывай дверь – там чужой дядя" и т. д.
Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.

Типичные страхи детей разного возраста:Очевидно, что бояться чего-то реального или вымышленного могут дети с самого рождения и до взрослого возраста....
С 4 лет большинство страхов сказочных персонажей связанно с семейной ситуацией. Ребенок, ощущающий чрезмерную строгость и отчужденность отца, ожидающий наказания от него, скорее будет испытывать страхи Серого Волка, Бармалея, Карабаса-Барабаса. При дефиците материнской любви возникают страхи Лисы, Бабы Яги.Недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, когда родители уделяют ребенку мало времени, у детей 3-5 лет может привести к страхам одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Ревность родителей к младшему брату или сестре могут проявиться в страхе быть оставленным родителями, предпочитающих братика или сестру. Ребенок боится потеряться, остаться один.
Конечно, страхи, возникающие в действительно опасной для здоровья или жизни ребенка ситуации, свойственны любому возрасту. Многие страхи собак, воды, огня, внезапных движений, громких звуков у ребенка связаны с травмирующим опытом.
Болевой шок от ранения, операции, медицинских процедур может стать причиной появления не только страха соответствующего предмета или ситуации, но и распространиться на другие образы, вызывающие ощущение боли (например, у пирата острая сабля, маникюрными ножницами можно порезаться, все животные с острыми клыками и зубами).
В 5-7 лет особенно послушные дети, родители которых требуют соблюдения всех правил, страдают от страхов чертей (нарушителей социальных норм) и других представителей потустороннего мира. В 5 лет характерны страхи не справиться с навязчивыми повторениями «неприличных» слов, в 6 лет дети беспокоятся о своем будущем, в 7 лет становятся мнительными, боясь не успеть, опоздать и проч.Именно к 6 -7 годам наблюдается увеличение количества страхов у детей.
6,7 лет – апогей страха смерти. Это естественный этап развития ребенка, появление страха смерти свидетельствует о постепенном завершении «детского» периода жизни ребенка, когда верилось в сказочных персонажей, Деда Мороза, бессмертие, чудеса, с чем приходится теперь расставаться. Отражается в появлении страшных снов, страха нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек), боязни стихии (у мальчиков). Боязнь смерти завуалирована и в страхах чудовищ, которые могут их съесть (например, Змея Горыныча), дети боятся змей, укус которых может привести к смерти, операций и т.п.Общаясь со своим ребенком, чутко реагируя на изменения в его настроении, привычках, заботливые родители всегда окажут поддержку своему малышу и вовремя обратятся за помощью к специалистам.


Советы родителям
Как реагировать родителям, если они слышат от своего ребенка: «Я боюсь»?
1. Не стыдить и не высмеивать ребенка и его страхи. Страх — естественный этап развития, сродни вере первобытных людей в одушевленность окружающего мира.
2. Не менять тему разговора, даже если ребенок затронул такие вещи, которые вы не готовы обсуждать. Можно лишь отложить ненадолго разговор, максимум на несколько часов, — причем вернуться к «неудобной» теме должны именно вы.
3. Не ругать ребенка за проявление его страхов. Возможно, вас раздражает, что он отличается от сверстников слишком бурной, на ваш взгляд, фантазией или «детсткостью» реакций. Однако своим недовольством вы только усугубите проблему.
4. Не устраивать «тренировки воли». Если ребенок боится темноты — оставьте неяркий ночник или дайте фонарик, оставьте свет на ночь в туалете. Слезы и скандал, сопровождающие выключение света на ночь, только усилят боязнь малыша. А ведь если страх не «подкармливать», непременно наступит день, когда ребенок сам будет готов погасить ночник, потому что в «его» темноте не останется ничего пугающего и тревожного.
5. Обратить внимание, что читает и какие телепрограммы смотрит ваш малыш. Постарайтесь сделать так, чтобы мультфильмы и книги, задевающие его эмоционально, он мог разделить с вами. Основной ваш союзник в преодолении детских страхов — это воображение. Ваше и, конечно, вашего сына или дочери.

Удачи Вам в понимании своего малыша!




Как родителям расшифровать детский рисунок


Лямичева Мария Георгиевна,
педагог – психолог МБОУДО СПЦ «Ника»




Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования.
Время от времени родители интересуются рисунками своих малышей. В связи с чем возникает множество вопросов: «Что это?», «Почему он так нарисовал?», «Почему цвет такой?».
Эта статья поможет найти ответы на некоторые ваши вопросы. Но все же, дорогие родители, лучше обратиться к специалистам, которые, в свою очередь, расскажут вам все подробно и дадут соответствующие рекомендации.
Психолог по рисунку может увидеть многое, но оценить общее эмоциональное состояния рисующего способен и родитель. Что же в рисунке ребенка может указывать на проявления тревожности, беспокойства и наличие страхов:
-реакция на предложение порисовать:
отказ ребенка от рисования, предпочтение других видов деятельности часто можно наблюдать у детей беспокойных и заторможенных;
– цветовая гамма:
преобладание серых тонов, доминирование черного цвета говорит о пониженном настроении, отсутствии жизнерадостности, большом количестве страхов, с которыми ребенок не может справиться. Пессимистический настрой и свои страхи дети могут выражать в том, что зачеркивают, закрашивают темным цветом свой яркий рисунок;
размер рисунка:
маленькие рисунки на большом листе бумаги, рисование мелких деталей в уголке также можно расценивать как тревожность;
– способ рисования:
рисование со слабым нажимом, прерывистые, пересекающиеся линии могут говорить о тревожности и неуверенности ребенка в своих силах;
– о содержании рисунка:
ребенок, с многочисленными страхами, рисует глаза человека заштрихованными или большими, пустыми (будто подтверждая выражение «у страха глаза велики»). Человек часто получается маленьким по отношению к листу. Руки могут быть нарисованы слабо или убранными за спину.
Безусловно, это лишь некоторые ориентиры в расшифровке рисунка, но они могут дать Вам повод внимательнее присмотреться к состоянию своего ребенка. Если у Вас возникла тревога из-за рисунка ребенка или из-за его поведения, лучше обратиться к детскому психологу.

Удачи Вам в понимании своего малыша!




«Когда любовь живет…»


Светлана Анатольевна Быкова,педагог-психолог МБОУДО СПЦ «Ника»


Юность часто называют возрастом любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления, но и по силе ее переживания: одни испытывают глубокое чувство, другие – поверхностные эмоции, а кто-то еще в поиске. Но, несмотря на это, юность – период жизни, когда над другими чувствами преобладает всепоглощающая любовь к противоположному полу, когда идет почти беспрерывный поиск спутника жизни. Любовь к человеку другого пола в юности – новое эмоциональное состояние, которое характеризуется богатством и сложностью переживаний. Человек уже готов к близости с другим не только в сексуальном плане, они уже могут создавать свою собственную семью. Происходит реализация любви в эротическом, романтическом и нравственном смыслах.
Однако в современной социальной ситуации тема юношеской любви начинает звучать по-новому. «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся», – гласит песня, но зачастую сегодня мы сталкиваемся совсем с другим. Пара распадается, едва заканчивается романтический период их отношений, он и она устают друг от друга, еще не вступив в брак. Люди снова ищут, снова влюбляются и снова расстаются. Цепочка поиска идеального спутника нередко продолжается всю жизнь... Почему так происходит? «Любовь очень быстро проходит», – говорят одни, совсем еще молодые, – «Любви нет», – отвечают им другие.
Да, любовь проходит, проходит потому, что мы просто многого о ней не знаем, но ведь можем узнать! Ведь для всех нас так важно понимать, что любовь не подчиняется правилам: она приходит внезапно, и может также уйти. А чтобы она росла, ее нужно подпитывать. Любовь, как семечко, которое способно самостоятельно вырасти из-под земли, но оно умирает, если о нем не заботятся…. Любовь живет только тогда, когда он и она понимают, что это хрупкое и в то же время такое сильное чувство надо поддерживать, как и все живое на земле.
Делать это или нет, они решают сами…..
Будем рады видеть Вас в нашем центре. Для Вас:
 индивидуальное консультирование;
 групповая работа:
• Дискуссионный клуб для молодежи «Давай узнаем…». Встречи проходят по четвергам с 16: 30 до 18:00.
• Коммуникативный тренинг «Когда любовь живет». Начало занятий по мере формирования групп.


Не так страшен кризис, как его малюют


Светлана Анатольевна Быкова,педагог-психолог МБОУДО СПЦ «Ника»

В современной социальной ситуации у молодёжи опускаются руки. На консультации они говорят, что ничего не могут поделать, т.к. на дворе кризис…
Начнём с того, что такие явления, как кризис, причём, под разными названиями, будут встречаться в жизни молодого человека постоянно. Это и есть сама жизнь, с её подъёмами и спадами. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы молодой человек или девушка из любой сложной жизненной ситуации могли выйти с минимальными потерями, а точнее, с приобретениями. Если человек уверен в себе, у него есть поддержка, то никакой кризис ему не страшен, даже наоборот, рождает определённый азарт, желание показать себя, свои умения, по крайней мере, желание «суметь». Если юноша или девушка живут в гармонии с собой, с окружающим миром в целом, то по-большому счёту им неважно экономический кризис это или другая бытовая проблема. Очень ценным в трудных ситуациях является умение превращения проблемы в задачу, цель, которую необходимо достичь. Сделать это бывает не так легко, так как сам этот возраст (17 – 25 лет) является достаточно непростым, эмоционально нестабильным. В это время молодой человек постоянно находится в поиске, часто даже на распутье.
Несмотря на всё это, необходимо просто расширить рамки восприятия и начать развивать уверенность в себе, формировать новые жизненные установки, новую жизненную позицию, эффективные способы взаимодействия с окружающим миром.
Хочу отметить, что самым главным во всём этом является желание и осознание того, что очень многое зависит от нас самих. Выбор за Вами…..




Только мама или только папа….

(Воспитание ребёнка в неполной семье)

Светлана Анатольевна Быкова, педагог-психолог МБОУДО СПЦ «Ника»



Начнём с того, что неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает либо по причине развода, любо по причине смерти одного из родителей.

Конечно, воспитание детей в такой семье, как правило, обладает рядом особенностей. Во-первых, оставшемуся родителю приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем. Во-вторых, родителю необходимо восполнять дефицит внимания и воспитания из-за отсутствия второго. Совмещение этих задач затруднительно, однако, возможно.

Не будем углубляться в проблемы, которые возникают у ребёнка в неполной семье, а остановимся на нескольких важных моментах.
В отсутствии одного из родителей у ребёнка не формируется определённый образ, стереотип поведения соответствующего пола, необходимый для развития. Так, у мальчика нет возможности наблюдать на ближайшем примере особенности мужского поведения, а у девочки женского. В такой ситуации, по возможности, постарайтесь обеспечить своему ребёнку общение со вторым родителем. Если же нет такой возможности, то найдите в своём ближайшем окружении положительный пример (дедушка, бабушка, дядя, тётя), общаясь с которым у ребёнка и будет формироваться соответствующая модель поведения.
Следующий важный момент – это чувство вины, которое может возникать у ребёнка в ситуации развода родителей. В данной ситуации, если ребёнок находится в сознательном возрасте, то самым благоприятным для него будет беседа. Постарайтесь объяснить ребёнку настоящие причины расставания, не унижая при этом, не умаляя роли второго родителя. Разговор должен быть как можно более искренним, однако, на понятном ребёнку языке. Беседа с ребёнком-подростком будет отличаться от разговора с ребёнком-дошкольником.

Хотелось бы отметить, что наиболее распространёнными являются материнские неполные семьи, где у мамы больше выражено внимание к воспитанию детей, и весь процесс более эмоционально насыщен. При этом в поведении возможно проявление двух крайностей. Одна из них – применение жёстких мер в воспитании, наказаний, особенно, по отношению к мальчикам. Как правило, это происходит из-за недовольства или страха, что у сына имеются или могут появиться черты характера бывшего мужа, или же таким образом мама пытается вырастить настоящего мужчину. Однако, установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребёнок, тем медленнее он созревает как личность, тем более он склонен к пассивности. Вероятность того, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер, очень велика. Только у ребёнка, воспитанного в любви, возможно полноценное личностное развитие. Другая крайность, которая может возникать в материнском воспитании в ситуации развода, – чувство вины матери, когда она пытается восполнить сама всё любовь и внимание, которых недополучают дети от отца. Она окружает ребёнка чрезмерной заботой и лаской, что способствует тому, что ребёнок становится очень ранимым, несамостоятельным, эгоистичным, поддающимся внешнему влиянию. Здесь просто необходимо найти золотую середину.

Самое главное – любите своего ребёнка, любите так, чтобы он постоянно это чувствовал, был уверен, что родители его любят. При этом не обязательно стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» зачастую приносит не те плоды, которых мы от неё ожидаем.
Таким образом, неполная семья хотя и сталкивается с рядом проблем, трудностей, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для воспитания здоровой личности. Просто родителю необходимо трезво осознавать особенности сложившейся ситуации и не допускать, чтобы она приводила к негативным последствиям.










На приём – всей семьёй?
Человек, подобно дереву, для роста и развития нуждается в здоровой корневой системе. Произрастая из семьи, каждый из нас связан с миром через свой род и теряет опору, когда эти самые важные связи запутаны и повреждены.

Такие, разные на первый взгляд, проблемы, как алкоголизм, наркомания, соматические заболевания, неудачи в бизнесе, школьная неуспеваемость и детские страхи, депрессия и суицидальное поведение берут начало в нарушениях организации семейной системы.

Разрешить эти сложности можно путём восстановления естественного порядка в семье, когда каждый её член выполняет надлежащую роль, занимает правильное место в системной иерархии. Основное внимание при этом уделяется супружеской паре, поскольку именно она является ядром семьи.

Усилить это ядро, найти экологичное разрешение ситуации и увидеть перспективы развития возможно при помощи семейного консультирования, основанного на системном подходе, который рассматривает семью как целостный организм.
При этом не обязательно приходить на приём всей семьёй сразу. Напротив, мы рекомендуем супругам не брать на первую консультацию детей, чтобы сохранить родительский авторитет.

Во время первой встречи специалист задаёт необходимые вопросы, которые помогают прояснить суть проблемы, цели членов семьи (чего они хотят добиться в ходе работы) и заключается устный контракт о том, как будет проходить консультирование. В случае заключения такого контракта специалист даёт необходимые рекомендации и задания уже на первой сессии, но не следует ожидать, что проблема будет решена за одну встречу.

Елена Ивановна Петрушина
Руководитель Центра семейного консультирования «Быть вместе»
2017-01-30, 08:24

Все темы

Статьи

Новосибирск, Красный проспект, 73
Телефоны: (383) 220-15-00, 220-16-06

Новосибирск, ул. Ломоносова, 59, 1 этаж
Телефон: (383) 201-50-09
© МОУДО СПЦ «НИКА», 2006-2008



ExogensСайт создан и обслуживается в Exogens