На главную   Контакты
Ника, социально-психологический центр(383) 220-15-00
О центре «Ника»


Методическая копилка
Группы и тренинги

Вопрос психологу
Войти | Зарегистрироваться

Упражнение «Ложные и истинные убеждения»


Разработали: Одияк О.А., Карикова А.В., Полещук М.А.

Информационный подход.Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Употребление ПАВ – актуальная проблема. Подросток должен быть хорошо информирован о проблемах, связанных с ПАВ, и путях их преодоления, для того чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и других психоактивных средств. Проблема ПАВ это – выбор и ответственность каждого человека.

Цель: формирование у подростка навыков ответственного поведения, направленного на сохранение здоровья.
Задачи:1. Развивать у подростков способность принимать решения и разрешать проблемы (обнаруживать проблемы, определять цели, находить альтернативные решения, предвидеть последствия).2. Развивать социальные навыки, улучшать общую социальную компетентность.
3. Информировать подростков относительно ПАВ и последствиях их употребления

Целевая категория: старшие подростки.
Упражнение используется в тренинге, является первым, в некотором роде диагностическим. Оно позволяет получить объективную информацию о том, каким именно количеством информации о вреде употребления ПАВ владеют подростки и о степени ответственности подростков, которую они несут при принятии данных решений. В зависимости от полученной информации строится следующая работа.
Методы: обсуждение в группах, дискуссии
Предварительный этап.
Обсуждение с подростками таких вопросов как:
1. Понятие ПАВ.
2. Что относится к ПАВ.
3. Сведения о распространении ПАВ среди взрослых и подростков.
4. Отношение общества к ПАВ.

Основной этап.
Участники объединяются в две группы. Группам выдается одинаковый набор карточек с 10 утверждениями о ПАВ. Их задача разделить эти утверждения на ложные и истинные.
На выполнение задания дается 5-10 минут.
После выполнения задания группы озвучивают свой выбор, аргументируя его. В процессе идет обсуждение.
Учитывая, что информация, которой обладают подростки, не всегда является достоверной, ведущий имеет возможность внести коррективы, уточнить и разъяснить. Участники групп так же имеют право оспаривать выбор, сделанной другой группы.

Заключительный этап.
По окончании проведенного занятия участникам предлагается заполнить анкету.

1.Смешивание спиртных напитков вызывает более сильное опьянение по сравнению с тем, когда пьешь что-нибудь одно.Ложное. Смешивание спиртных напитков вызывает более сильное опьянение, чем употребление только одного – вымысел. Степень опьянения зависит от количества выпитого алкоголя, а не смешивания различных алкогольных напитков.
2.Если принять наркотик всего один раз, для пробы, это может привести к смерти?
Истинное. При некоторых врожденных особенностях, о которых человек может не знать, даже однократное употребление небольшой дозы может вызвать острое отравление и даже смерть.
3.Правда ли что есть люди, которые принимают наркотики много лет и прекрасно живут?Ложное. Чаще всего люди, употребляющие наркотики и говорящие о себе, что «живут прекрасно», просто не хотят признавать свои проблемы. Ведь если у человека все в порядке, то зачем ему вообще нужен наркотики?

4.Говорят, что употребление наркотиков повышает сексуальную активность?
Ложное. Поначалу , после приема некоторых из них возникает резкое сексуальное возбуждение, повышается выносливость. Но это явление временное.
5.Является ли наркомания болезнью, которую надо лечить?Истинное. Наркомания – это тяжелое по течению и последствиям заболевание. Скорость привыкания неодинакова у различных людей. Длительность отдельных стадий развития различна. Но есть одно правило – наркоманию нужно лечить как можно раньше.
6.Можно ли, употребляя наркотик, заразиться какой либо болезнью ?Истинное. При инъекционном способе введения наркотиков, существует большая вероятность заразиться гепатитом, ВИЧ и сифилисом.
7.Употребление ЛСД может иметь последствия на всю жизнь?
Да. Верно. Последствия применения ЛСД до конца не изучены.
8.Чашка крепкого черного кофе, глоток свежего воздуха или холодный душ помогут протрезвиться?Ложное. Если алкоголь попал в кровь, то нет способа ускорить процесс обмена веществ для более быстрого выведения его из организма.
9.Молодые люди, которые начинают пить алкогольные напитки в возрасте до пятнадцати лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление наркотиков.Истинное. Проведенные исследования показывают, что учащиеся, которые попробовали алкоголь до 15 летнего возраста, подвержены большему риску столкнуться с проблемой наркомании.
10.Употребение насвая не наносит вреда здоровью?Ложное. Насвай не является однородным веществом и в его состав довольно часто дополняется различного вида наркотическими средствами – опиатами, коноплей и т.д. В результате употребления насвая может возникнуть наркотическая зависимость.

Что мы знаем о психоактивных веществах?Выберите один или несколько правильных вопросов.
1. Психоактивные вещества – это:
А. любое вещество, заставляющее нас двигаться активнее
Б. любое вещество, благотворно действующее на психику человека
В. любое вещество, которое может изменить восприятие, настроение, поведение человека
Г. любое лекарство
ответ: в

2. Отметьте основные признаки, по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических:
А. при передозировке вызывает смерть
Б. вызывает радость
В. при систематическом употреблении вызывает зависимость
Г. употребление наносит вред здоровью
Д. относится к списку наркотических средств
Ответ: в , д

3.Наркомания – это:
А. преступление
Б. вредная привычка
В. болезнь
Ответ: в

4.Какая зависимость труднее всего поддается лечению:
А. психическая
Б. физическая
Ответ: а

5.Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:
А. употребление наркотиков
Б. изготовление наркотиков
В. распространение наркотиков
Ответ: б, в

6.По каким признакам можно достоверно определить, что человек употребляет наркотики:
А. всегда, независимо от погоды и обстановки, носит одежду с длинными рукавами
Б. следу уколов: маленькие красные точки по ходу вен
В. результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотиков в крови, моче
Г. невнятная , растянутая речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя
Д. бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся повышенной энергичностью
Е. возвращение с прогулки, вечеринки в странном состоянии
Ответ: в




Упражнение «Запретные вопросы для родителей»


Разработали: Левенец Э.С., Кокорина Н.А., Петрушина Е.И.Старший подростковый возраст является самым трудным для родителей. Для этого возраста характеры поиск понимания, постоянная готовность к контактам, потребность получить «подтверждение» со стороны другого. Однако опираясь на свой практический опыт, нами было выявлено, что взаимопонимание детей подросткового возраста и их родителей не всегда удовлетворяет обе стороны. Зачастую вопросы, которые задают подростки во время совместных детско-родительских консультаций, ставят родителей в тупик, подвергают в шок. Оказывается, что не все родители готовы принимать стремительные перемены, происходящие с их детьми. Возникшее чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру. Это ведет к тому, что подросток становится более восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Возникает огромное количество вопросов. Существующие в обществе или семьях догмы, моральные нормы и жесткие правила блокируют возможность задавать вопросы напрямую. Это нарушает межпоколенную коммуникацию. Мы предлагаем в безопасных условиях пережить опыт соприкосновения с «трудными» вопросами.

Цель:
1. Создание условий для улучшения внутрисемейных отношений.
Задачи:
1. Развить способность принимать существующие различия между собственным представлением о ребенке и реальной ситуацией его развития.
2. Развить способность к интроспекции и анализу своих переживаний.
3. Скорректировать у родителей отставание между тем как он воспринимает своего ребенка и актуальной ситуацией его развития.
4. Развить способность к взаимопониманию и эмпатии.

Целевая категория: родители (детей подросткового возраста 13-14 лет).Упражнение проводится в два этапа: предварительный и основной.
Предварительный этап.Проводится в группе подростков. Участники берут бумагу и карандаши. Ведущий объясняет, что на этой встречи у подростков есть возможность задать родителям вопросы, которые они хотели бы им задать, но не решаются это сделать. Вопросы задаются анонимно, чтобы участники могли формулировать их с максимальной искренностью. Принцип конфиденциальности поддерживается и в том, что вопросы предъявляются родителям в печатном виде.

Основной этап.Проводится на родительском собрании.
1. Вводная беседа об особенностях подросткового возраста.
Ведущий интересуется тем, насколько доверительное общение в семьях, существуют ли запретные темы. Выслушав высказывание родителей, психолог предлагает ответить на один вопрос автором которого мог бы быть его ребенок.
2. Алгоритм проведения упражнения «Запретные вопросы для родителей»
1) Родителям раздаются бланки с вопросами, предварительно собранные в классе.
2) Ведущий дает инструкцию: «Сейчас представьте себе, что Вы общаетесь наедине со своим ребенком. Он задает вам вопрос». Участники знакомятся с содержанием вопросов (2-3 минуты).
3) Ведущий дает возможность родителям высказаться о том, какие чувства возникли у них в момент получения вопроса. Особое внимание уделяется родителям, у которых возникли негативные переживания.

3. Проводится обсуждение трудностей, с которыми столкнулись родители и вероятных ответов на вопросы.

Область применения данной методики может быть расширена и применяться не только для налаживания коммуникации между детьми и родителями, но и между учениками и педагогами. В данном случае вопросы будут задаваться педагогам для оптимизации взаимодействия участников учебного процесса.
2009-12-18, 12:22
Новосибирск, Красный проспект, 73
Телефоны: (383) 220-15-00, 220-16-06

Новосибирск, ул. Ломоносова, 59, 1 этаж
Телефон: (383) 201-50-09
© МОУДО СПЦ «НИКА», 2006-2008



ExogensСайт создан и обслуживается в Exogens